Многие, заказывая репортажного фотографа для съемки мероприятия, будь то спортивные соревнования, бизнес-конференции, корпоративы и т.п… сталкиваются с тем, что фотоотчёт получается совсем сухой: невнятные ракурсы, много визуального мусора в кадре, «плоская» картинка, странный цвет, однообразие.
В этой массе (обычно, это не менее 500 кадров), глазам наблюдателя практически не за что зацепиться. Ничего не заставляет человека на секунду остановиться и рассмотреть отдельный кадр.
Хороший репортаж — это не просто сухая съемка с места событий. Он должен быть максимально разнообразным для просмотра. Чтобы обеспечить разнообразие и смотрибельность фотоотчёта, опытные фотографы используют разные «приемы», способные задержать взгляд человека листающего фотки, на снимке. Здесь я покажу и расскажу про некоторые из них:
1. Чередование крупных, средних и общих планов
Первый кадр — общий план на кейтеринговую зону бизнес-мероприятия. Зачастую такие планы снимаются на широкоугольный объектив, способный охватить достаточное количество пространства в кадре. Я не буду расписывать, для чего нужны такие снимки. Суть в том, что часто весь репортаж «дешевых» фотографов состоит из таких кадров, выглядящих как снятые на старую мыльницу. Если такие кадры до бесконечности будут идти друг за другом, то человек просто перестанет обращать внимание на их содержимое из-за огромного количества деталей.
Второй кадр — крупный (или частично средний) план одного из гостей мероприятия в той же зоне. Переключаясь с общего плана на крупный, мы автоматически останавливаем на нём взгляд, потому что вместо уже привычных «общих» кадров, вдруг возникает крупное изображение человека. Чередование этих приемов не дает мозгу заскучать при просмотре.
2. Эффект «подглядывания» или размытый передний план
Эффект подглядывания — прием, заключающийся в съемке объекта через какой-либо предмет на переднем плане. Передний план таким образом уходит в расфокус, обрамляя кадр и концентрируя внимание на человеке. Это могут быть как совершенно незначительные помехи в кадре, так и крупные объекты, перекрывающие половину кадра и более.
Первый кадр, как мы можем заметить, сделан через обычный куст «noname» растения. Если бы растения в этом кадре не было, то он бы просто потерял свою художественную ценность и стал лишним в фотоотчёте.
Второй кадр — здесь я увидел солидного человека в разгар мероприятия, отдельно стоявшего о всех и что-то смотрящего в телефоне. Было решено сделать кадр сквозь группу людей, которые что-то оживленно рассуждали. В этом примере получилось сделать три вещи: акцентировать внимание зрителя на объект съемки, добавить разнообразия в фотоотчёт за счет размытого переднего плана и внести за счет него динамику в кадр.
Третий кадр — был сделан на тренинге персонала магазина «Магнит». После того, как я сделал все возможные крупные и общие планы, и убедился, что все необходимые люди попали в кадр, я начал искать возможность разнообразить репортаж. Для этого я сделал несколько кадров через продуктовые стеллажи, будто «подглядывая» которые красиво размылись и сделали необычную для глаза картинку.
3. Фрейминг (естественные рамки ключевому объекту съемки)
В целом, фрейминг и «подглядывание» это одно и то же. От английского frame (рамка) — это создание естественной рамки в кадре для ключевого объекта съемки. Выглядит это всё очень похоже. Для меня отличие в том, что «подглядывание» работает, даже если какой-нибудь кусочек предмета попадет и размоется в углу кадра. Фрейминг же, это очевидное выделение объекта рамками.
Первый кадр — здесь я снял тренера по каратэ через спины учеников так, чтобы ничего другого больше не было видно.
Второй кадр — отличный пример фрейминга. Съемка бегуна через какой-то деревянный каркас, будто рамки картины. Благодаря этому приему, мы сразу смотрим на человека в кадре и буквально «проваливаемся» в снимок. Подглядывание даёт такой же эффект.
4. Искажение перспективы
Искажение перспективы, специфический прием, достигаемый съемкой на сверхширокий угол (от 16 мм и меньше). Как правило, при съемке на такое крупным планом, он искажает пропорции по краям кадры, вытягивая и расширяя объекты. Это может сыграть на руку, если знать, как правильно этим пользоваться. Как правило, большинству фотографов не нравятся подобные кадры и они не делают подобные снимки. Но обывателю, которому наскучили «стандартные картинки», они сразу бросаются в глаза и привлекают внимание.
Первый кадр — был сделан на футбольном матче. Перед началом матча команда встала в круг и я решил сделать этот необычный кадр на награмождение рук снизу. По мне так он отлично подчеркивает и показывает единство и настрой коллектива.
Второй кадр — был сделан на съемках трэйла. После стандартных крупных планов, я решил разбавить репортаж и поэкспериментировать на широкий угол. В результате нескольких попыток получился такой динамичный кадр, который впоследствии долгое время использовался организаторами мероприятия. Конечно, он выглядел бы лучше, если снимался не в лесу, а в горах или на стадионе, но что есть, то есть.
Третий кадр — съемка музыканта на корпоративе, где акцент был сделан не на нём, а на гитаре. Для этого я подставил объектив максимально близко к головке грифа, чтобы получить такой объемный эффект. Он отлично разбавил фотоотчёт с корпоратива.
А вот пример использование вспышки в репортаже, чтобы сделать световые линии.
Есть ещё немало приемов, фишек и нюансов, которые помогут разнообразить ваши кадры и выйти на более качественный уровень съемки. Возможно, я перечислю их в следующей статье, но может быть оставлю в секрете для видеокурсов. Но не забывайте, основная задача репортажа — передать все важные события и атмосферу мероприятия. Пытаясь сделать что-то оригинальное, можно пропустить важные моменты, помните об этом!
В моих готовящихся видеокурсах по репортажной съемке можно будет познакомится со всеми приемами. Там будут абсолютно ВСЕ ответы и решения для фоторепортажей как для опытных, так и для начинающих с нуля фотографов :)